Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Изделия из капа.

 Бумажная радуга ремёсел
2 местоНаградные документы
Работа заняла
2 место
В избранных: 2

Поделиться:

Автор(ы) Лисаневич Ольга, 9-В класс, 15 лет
Возраст 12—15 лет
Учебное заведение ГОУ СКОШИ №4 г.Сыктывкар, Республика Коми.
Материалы газеты, обойный клей, клей ПВА, акрилова краска.
Педагог Плетцер Вера Васильевна, воспитатель группы.
 
Изделия из капа. (фото 1)
 
Изделия из капа. (фото 2)

Как создавалась работа.
Сначала сделали газетную массу, из которой "лепили" изделие. Развели обойный клей и промазывали им одну газету за другой, создавалась газетно-клеевая стопочка. Набирали по 8-10 слоев и откладывали в сторону, затем промазывами следующую партию.

Как создавалась работа.
Сначала сделали газетную массу, из которой "лепили" изделие. Развели обойный клей и промазывали им одну газету за другой, создавалась газетно-клеевая стопочка. Набирали по 8-10 слоев и откладывали в сторону, затем промазывами следующую  партию. (фото 3)

Промазали 3 " газетные стопочки" и затем стали рвать их на мелкие кусочки. Получилась клейко-газетная масса.

Промазали 3 " газетные стопочки" и затем стали рвать их на мелкие кусочки. Получилась клейко-газетная масса. (фото 4)

Из неё Оля сформировала шейку утки. Газетная "колбаска" лежала на газете. Мы прорвали один слой газеты и газетными полосками окрутили утиную шейку. В таком виде она и сушилась. Сушилась очень долго на батарее отопления.

 Из неё Оля сформировала шейку утки. Газетная "колбаска"  лежала на газете. Мы прорвали один слой газеты и газетными полосками окрутили утиную шейку. В таком виде она и сушилась. Сушилась очень долго на батарее отопления. (фото 5)

из неё же слепила и тельце уточки и тоже прокрыли газетными полосками, и положили сушить.

из неё же слепила и тельце уточки и тоже прокрыли газетными полосками, и положили сушить. (фото 6)

Когда просохло, клеем соединили части уточки.

Когда просохло, клеем соединили части уточки. (фото 7)

Просохшую работу ещё раз проклеили газетой на ПВА, заравнивая неровности. Затем прогрунтовали.

Просохшую работу ещё раз проклеили газетой на ПВА, заравнивая неровности. Затем прогрунтовали. (фото 8)

Затем покрыли бежевой гуашью с ПВА и дали хорошо высохнуть (этот момент не засняла, т.к. Оля уже делала его без меня.) Когда бежевая краска просохла, сверху Оля прокрасила коричневой акриловой краской и не дала просохнуть до конца, начала тряпочкой как бы стирать краску, этим и создала иммитацию капа. По-моему у неё получилось.

Затем покрыли бежевой гуашью с ПВА и дали хорошо высохнуть (этот момент не засняла, т.к. Оля уже делала его без меня.) Когда бежевая краска просохла, сверху  Оля прокрасила коричневой акриловой краской и не дала просохнуть до конца, начала тряпочкой как бы стирать краску, этим и создала иммитацию капа. По-моему у неё получилось. (фото 9)

Кап - редкий, очень твердый и красивый материал с необычным рисунком волокон, по виду напоминающим мрамор. Значение слова «кап» достоверно неизвестно. По одной из версий оно восходит к праиндоевропейскому словут «капут» (голова). В пользу этой версии говорит то, что форма капового нароста, встречающегося на ветвях (ветвевой кап) и стволе старых деревьев (стволовый кап) может напоминать форму человеческой головы.
По другой версии слово «кап» происходит от глагола «капать», так как каповый нарост часто представляет собой наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев, возникающий в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих почек.

 Кап - редкий, очень твердый и красивый материал с необычным рисунком волокон, по виду напоминающим мрамор. Значение слова «кап» достоверно неизвестно. По одной из версий оно восходит к праиндоевропейскому словут «капут» (голова). В пользу этой версии говорит то, что форма капового нароста, встречающегося на ветвях (ветвевой кап) и стволе старых деревьев (стволовый кап) может напоминать форму человеческой головы. 
По другой версии слово «кап» происходит от глагола «капать», так как каповый нарост часто представляет собой наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев, возникающий в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих почек. (фото 10)

Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют лесным порфиром или деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли «репчатой». Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.

Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют лесным порфиром или деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли «репчатой». Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной. (фото 11)

Сегодня кап служит материалом для изготовления художественных и декоративных изделий.

Сегодня кап служит материалом для изготовления художественных и декоративных изделий.
 (фото 12)

Мастер по капу Тоинов Александр Гаврилович на ежегодной Георгиевсской ярмарке, которая проходит в нашем городе всегда в августе.

Мастер по капу Тоинов Александр Гаврилович на ежегодной Георгиевсской ярмарке, которая проходит в нашем городе всегда в августе. (фото 13)

Мастер не сразу принимается за изготовление поделки из капа. Вначале наплыв выщелочивали в горячей воде, после чего пропаривали как следует в чугуне с деревянными опилками. И тогда бледный срез капа являл мастеру замысловатый рисунок. После этого капу давали время отлежаться на печи, просохнуть. Время сушки зависит от толщины наплыва и температуры нагретой печки. Обычно кап готов к столярной обработке через месяц-другой. И тогда в ход шли стародедовские рубанки, стамески, сверла, но только словно игрушечные, уменьшенные.

 Мастер не сразу принимается за изготовление поделки из капа. Вначале наплыв выщелочивали в горячей воде, после чего пропаривали как следует в чугуне с деревянными опилками. И тогда бледный срез капа являл мастеру замысловатый рисунок. После этого капу давали время отлежаться на печи, просохнуть. Время сушки зависит от толщины наплыва и температуры нагретой печки. Обычно кап готов к столярной обработке через месяц-другой. И тогда в ход шли стародедовские рубанки, стамески, сверла, но только словно игрушечные, уменьшенные. (фото 14)

Из капа - этого необыкновенного по прочности и красоте материала - издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

Из капа - этого необыкновенного по прочности и красоте материала - издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

 (фото 15)
 
Изделия из капа. (фото 16)

Мастера Севера работают с березовым капом.

Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит. Толщина капового слоя может быть различной. Известно, что в первой половине XIX века стоимость капа весом в двадцать фунтов (чуть более 8 кг) приравнивалась к стоимости породистого быка. В дореволюционной России кап ценился на вес золота – 70 рублей за килограмм в сухом виде. О капе ходили легенды, как о женьшене. Найти его в лесу считалось счастьем. В Вятской губернии был наиболее распространен березовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.
Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготовливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствующих господствующему в те годы стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» – шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Разгаданный секрет выделки «шалнеров» Макарову удалось осуществить, освоив сложнейшие операции. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой – надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.
Свой след в истории капового промысла оставил и вятский мастер Семён Иванович Бронников, автор уникального изделия – деревянных карманных часов, футляр и корпус которых изготовлены из капа. В работе Семёну Бронникову со временем стали помогать сыновья – Николай и Михаил. Они принимали заказы на изготовление часов из разных концов России. Пик славы часовщиков Бронниковых – Всемирная выставка в Вене (1837). С успехом участвовали члены династии каповщиков Бронниковых и в последующих известных выставках, таких, как Нижегородская торгово-промышленная и художественная выставка (1896) и Всероссийская выставка в Санкт-Петербурге (1902).
Материал взят с сайтов :
http://www.idea-master.ru/Obrabotka_kapa_Podelki_iz_kapa.html
http://www.stfond.ru/articles.htm?id=11394

Танечка-2002

бравобравобравобравобраво

Вера Плетцер

Большое спасибо, Танечка.

elena-nik

Удивительные вещи показали! Я никогда бы не подумала, из чего они! Может, я не поняла, уточка сделана из искусственно созданного капа, а мастера делают из нароста?

Вера Плетцер

Елена, Вы всё правильно поняли. Мастера находят нарост на дереве и вырезают из него, а у Оли работа сделана из газет и клея. Большое Вам спасибо за внимание.

Белова Светлана

Здорово!!!!жму руку

Вера Плетцер

Огромное спасибо, Светлана.

Пустовит Елена Ивановна

Оленька!!!Какая прекрасная у тебя конкурсная работа!!!Ты молодец!!!УДАЧИ ТЕБЕ!!!

Вера Плетцер

Огромное спасибо, Елена Ивановна.

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Браво!

Вера Плетцер

От души благодарим Вас.

Наталья Плиско

Ух ты, как натурально у вас получилось, супер!!! Олечка, браво!!! Удачи вам с Верой Васильевной в этом конкурсе, и только победы!!!

Вера Плетцер

Наталья, огромное Вам спасибо.

Наталья Плиско

Вера, поздравляю!!! Все Ваши работы заняли призовые места, я очень за Вас рада!!!

Евгения Виленская

Отлично передали характерные особенности капа и по форме и по цвету.МОЛОДЦЫ !!!!!! БРАВО!!!

Вера Плетцер

Большое Вам спасибо.( Оля)

IZOLENA

Интересная работа. Молодец!

Вера Плетцер

Большое спасибо Вам.( Оля)

Эл

Чудесное повторение, очень интересный рассказ.

Вера Плетцер

Большое Вам спасибо.( Оля)

Мастеришка

Ничего себе....удивили!

Класс!

Олечка, молодец!

 

Вера Плетцер

Большое спасибо, Ирина.

Ольга Милова

Верочка! Вашей изобретательности нет границ! Удивили и порадовали одновременно! Замечательная идея, супер исполнение!!! Только победы!!!!!!!

 

Вера Плетцер

Спасибо, Ольга. Возможно и удивили техникой исполнения, но уж очень долго сохла работа. А вообще-то, когда ребята были поменьше (2-4 кл.) мы так лепили новогодние игрушки на елку, они маленькие и более плоские, сохли быстрее, да и топят зимой посильнее. А потом расписывали их. Некоторые игрушки ещё сохранились, а так дети увозят домой.

Пустовит Елена Ивановна

Оленька,поздравляю тебя с серебром!!!