Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Златоустовская гравюра на стали

 Бумажная радуга ремёсел
2 местоНаградные документы
Работа заняла
2 место
В избранных: 5
В избранных: 5

Поделиться:

Автор(ы) Булатова Виктория
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение Россия Челябинская область город Златоуст
Материалы Картон, цветная бумага, вспененный скотч, контуры

Объёмная Златоустовская гравюра на стали.
Уникальное искусство златоустовской гравюры зародилось в начале XIX века, прежде всего как искусство украшения холодного оружия в виде сюжетных миниатюр, размещённых на плоскости стального клинка.Появление этого искусства было связано с созданием в Златоусте в 1815 году Оружейной фабрики, которая по замыслу создателей, должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота Во все времена клинки (мечи, сабли, шпаги и т. п.) были не только оружием, но и являлись символами чести и достоинства военного человека, символами власти правителя. И если для боевой функции клинка были важны, прежде всего, его качественные характеристики как оружия (острота, твёрдость, гибкость и проч.), то для символической — главную роль играл внешний вид. Поэтому и украшали холодное оружие изящной гравировкой, драгоценными камнями, и порой меч и шашка становились подлинными произведениями искусства.

Объёмная Златоустовская гравюра на стали.
Уникальное искусство златоустовской гравюры зародилось в начале XIX века, прежде всего как искусство украшения холодного оружия в виде сюжетных миниатюр, размещённых на плоскости стального клинка.Появление этого искусства было связано с созданием в Златоусте в 1815 году Оружейной фабрики, которая по замыслу создателей, должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота Во все времена клинки (мечи, сабли, шпаги и т. п.) были не только оружием, но и являлись символами чести и достоинства военного человека, символами власти правителя. И если для боевой функции клинка были важны, прежде всего, его качественные характеристики как оружия (острота, твёрдость, гибкость и проч.), то для символической — главную роль играл внешний вид. Поэтому и украшали холодное оружие изящной гравировкой, драгоценными камнями, и порой меч и шашка становились подлинными произведениями искусства.  (фото 1)

а это оригинал. Выполнен из металла, золота и серебра.

Для работы на этой фабрике правительство пригласило немецких оружейников, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия, сложившиеся к этому времени в Западной Европе. Первыми мастерами цеха позолоты и украшения клинков новой Оружейной фабрики были Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людвиг (сын) Шафы. Они применяли для украшения клинков технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком, по которому стальной иглой процарапывался рисунок, а затем производилось травление кислотой.
Русские «ученики» Шафов (И. Бушуев, П. Тележников, Е. Бушуев, И. Бояршинов, Ф. Стрижов, М. Тележников) быстро освоили европейские технологические приёмы украшения оружия и пошли дальше, впервые рисуя лаком изображение на металле, такой рисунок после травления выступал рельефно, приобретая объём. Не отказались местные мастера и от стальной иглы, которая позволяла наносить дополнительные штрихи и контуры для большей выразительности рисунка.

а это  оригинал. Выполнен  из металла, золота и серебра.

Для работы на этой фабрике правительство пригласило немецких оружейников, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия, сложившиеся к этому времени в Западной Европе. Первыми мастерами цеха позолоты и украшения клинков новой Оружейной фабрики были Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людвиг (сын) Шафы. Они применяли для украшения клинков технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком, по которому стальной иглой процарапывался рисунок, а затем производилось травление кислотой. 
Русские «ученики» Шафов (И. Бушуев, П. Тележников, Е. Бушуев, И. Бояршинов, Ф. Стрижов, М. Тележников) быстро освоили европейские технологические приёмы украшения оружия и пошли дальше, впервые рисуя лаком изображение на металле, такой рисунок после травления выступал рельефно, приобретая объём. Не отказались местные мастера и от стальной иглы, которая позволяла наносить дополнительные штрихи и контуры для большей выразительности рисунка.  (фото 2)

Процесс работы над работы немного затянулся, потому что вначале когда захотела воплотить эту идею - и не думала!! сколько подводных камней и трудностей меня ждёт. Ведь оригинал гравюры создан из золота, серебра, чернения, выжигания/, полировки...как это передать в бумаге?..
Первое что было сделано - как в детстве, помните? берёшь листочек бумаги, накладываешь его на выпуклую работу и карандашом часто часто плотно штрихуешь - переносишь тем самым рисунок на бумагу (на рисунке ниже видно), а потом происходило вырезание из бумажной заготовки деталей -выкройки будущих деталей - компоновка по слоям у меня 3 слоя в работе - задний план - горы - река, лес наклеен плотненько на основу (основа картон с золотистым покрытием), второй слой на вспененный двусторонний скотч - кустарники с островами, камни, и третий слой сами олени и деревья - берёза с сосной в правой части работы.
Окончательной доработки и такого эффекта золочения - это контуры - черный, золотой и серебро - иногда штрихи и как лучше сделать и оформить мысли приходили в самом процессе - так с ёлками получилось. Именно после контуров работа "ожила".
Честно скажу, не лукавя, мне редко нравятся мои работы..но тут как ребёнок, не хочется из рук выпускать. Хотя мои детки спросили, мам зачем ты это делаешь? а когда увидели окончательный вариант...поняли - что мы часть этого искусства, поэтому хоть так приобщились, и по сути в создании данной работы участвовала вся семья. ..а что может быть ценней?

Процесс  работы  над  работы  немного  затянулся,  потому  что  вначале  когда  захотела  воплотить  эту  идею - и  не  думала!!  сколько  подводных  камней  и  трудностей  меня  ждёт.  Ведь  оригинал  гравюры  создан  из  золота,  серебра,  чернения, выжигания/,  полировки...как  это передать  в  бумаге?..
Первое  что  было сделано - как  в  детстве,  помните? берёшь листочек бумаги, накладываешь  его на выпуклую  работу  и карандашом  часто  часто  плотно  штрихуешь - переносишь тем  самым рисунок  на  бумагу (на  рисунке ниже видно), а  потом  происходило  вырезание из бумажной  заготовки  деталей -выкройки будущих деталей - компоновка по слоям у меня 3 слоя в работе - задний план - горы - река, лес  наклеен плотненько  на  основу (основа картон с золотистым покрытием), второй  слой  на  вспененный двусторонний  скотч - кустарники  с  островами,  камни, и третий  слой сами  олени и  деревья - берёза с сосной в правой части работы. 
Окончательной  доработки и такого  эффекта  золочения - это  контуры - черный,  золотой  и  серебро - иногда  штрихи  и как  лучше  сделать и оформить  мысли  приходили  в  самом  процессе - так  с  ёлками  получилось. Именно  после  контуров  работа  "ожила".
Честно  скажу,  не  лукавя, мне  редко  нравятся  мои  работы..но  тут как  ребёнок,  не  хочется  из  рук  выпускать. Хотя  мои  детки  спросили,  мам  зачем  ты  это  делаешь? а  когда увидели  окончательный  вариант...поняли - что  мы  часть  этого искусства,  поэтому хоть  так  приобщились,  и  по  сути в  создании  данной  работы  участвовала  вся  семья. ..а  что  может  быть  ценней?
 (фото 3)

Уже в начале 1818 года в Петербург была отправлена первая (пробная) партия оружия из 19 клинков, украшенных русскими мастерами без участия Шафов. Клинки получили высокую оценку, и с 1818 года всё оружие на фабрике украшалось златоустовскими мастерами, а Шафы вскоре покинули Урал и осели в Петербурге

Уже в начале 1818 года в Петербург была отправлена первая (пробная) партия оружия из 19 клинков, украшенных русскими мастерами без участия Шафов. Клинки получили высокую оценку, и с 1818 года всё оружие на фабрике украшалось златоустовскими мастерами, а Шафы вскоре покинули Урал и осели в Петербурге (фото 4)

Основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия считается Иван Николаевич Бушуев. На небольшой по размеру поверхности клинка легендарный мастер располагал композиции, которые по художественной значимости не уступали полотнам живописцев того времени. На бушуевских клинках буквально «оживали» батальные сцены периода Отечественной войны 1812 года, он воспевал в своих произведениях героизм русского солдата, патриотизм и гордость за Отечество. В убранство клинка мастер ввёл античный декор, прибегал к аллегориям, изображая греческих богов или мифологических героев. Одним из любимых античных мотивов И. Н. Бушуева стал крылатый конь Пегас, как символ творческого горения. Полтора века спустя эту бушуевскую символику использует другой художник — В. П. Жариков, создавая герб Златоуста.Однако в выборе сюжетов Бушуев не ограничивался одной военной тематикой.

Основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия считается Иван Николаевич Бушуев.  На небольшой по размеру поверхности клинка легендарный мастер располагал композиции, которые по художественной значимости не уступали полотнам живописцев того времени. На бушуевских клинках буквально «оживали» батальные сцены периода Отечественной войны 1812 года, он воспевал в своих произведениях героизм русского солдата, патриотизм и гордость за Отечество. В убранство клинка мастер ввёл античный декор, прибегал к аллегориям, изображая греческих богов или мифологических героев. Одним из любимых античных мотивов И. Н. Бушуева стал крылатый конь Пегас, как символ творческого горения. Полтора века спустя эту бушуевскую символику использует другой художник — В. П. Жариков, создавая герб Златоуста.Однако в выборе сюжетов Бушуев не ограничивался одной военной тематикой.  (фото 5)

Так в 1824 году он использовал для украшения парадной сабли серию миниатюр, в которых запечатлел все основные этапы изготовления холодного оружия — от поисков и добычи руды до поднесения готовых образцов. Этот клинок был в 1826 году подарен знаменитому английскому полководцу герцогу Веллингтону во время его визита в Петербург (ныне клинок находится в мемориальном музее Веллингтона в Лондоне).
Вершиной творчества И. Н. Бушуева и златоустовских мастеров-оружейников первой половины XIX века стало так называемое «Древнее вооружение», комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра. Работа над этими доспехами велась в течение четырёх лет. При украшении доспехов использовались все техники гравюры на металле, применявшиеся тогда на Оружейной фабрике — травление, синение, чернь, позолота. Впервые были использованы просечка (сквозные узоры) и огранка.

Так в 1824 году он использовал для украшения парадной сабли серию миниатюр, в которых запечатлел все основные этапы изготовления холодного оружия — от поисков и добычи руды до поднесения готовых образцов. Этот клинок был в 1826 году подарен знаменитому английскому полководцу герцогу Веллингтону во время его визита в Петербург (ныне клинок находится в мемориальном музее Веллингтона в Лондоне). 
Вершиной творчества И. Н. Бушуева и златоустовских мастеров-оружейников первой половины XIX века стало так называемое «Древнее вооружение», комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра. Работа над этими доспехами велась в течение четырёх лет. При украшении доспехов использовались все техники гравюры на металле, применявшиеся тогда на Оружейной фабрике — травление, синение, чернь, позолота. Впервые были использованы просечка (сквозные узоры) и огранка.  (фото 6)

В 1834 году готовые доспехи были вручены делегацией Златоустовской оружейной фабрики четырнадцатилетнему наследнику престола цесаревичу Александру (будущему императору Александру II).
Достойным продолжателем бушуевских традиций стал соратник И. Н. Бушуева И. П. Бояршинов. При украшении клинков он широко использовал орнаменты, включавшие изображения уральских трав и цветов, сцены охоты и анималистические сюжеты.
Значительную роль в становлении златоустовской гравюры на стали сыграл и Павел Петрович Аносов. После окончания в 1817 году Горного кадетского корпуса он приехал в Златоуст и уже в октябре 1819 года был назначен смотрителем отделения украшенного оружия Оружейной фабрики. Большое внимание Аносов уделял поискам новых технологий украшения клинков. В 1834 году эфесный мастер Василий Южаков и клинковый кузнец Карл Вольферц с двумя рабочими Дятловым и Ивановским по заданию Аносова отправились на Кавказ.

В 1834 году готовые доспехи были вручены делегацией Златоустовской оружейной фабрики четырнадцатилетнему наследнику престола цесаревичу Александру (будущему императору Александру II). 
Достойным продолжателем бушуевских традиций стал соратник И. Н. Бушуева И. П. Бояршинов. При украшении клинков он широко использовал орнаменты, включавшие изображения уральских трав и цветов, сцены охоты и анималистические сюжеты. 
Значительную роль в становлении златоустовской гравюры на стали сыграл и Павел Петрович Аносов. После окончания в 1817 году Горного кадетского корпуса он приехал в Златоуст и уже в октябре 1819 года был назначен смотрителем отделения украшенного оружия Оружейной фабрики. Большое внимание Аносов уделял поискам новых технологий украшения клинков. В 1834 году эфесный мастер Василий Южаков и клинковый кузнец Карл Вольферц с двумя рабочими Дятловым и Ивановским по заданию Аносова отправились на Кавказ.  (фото 7)

Там Вольферцу предстояло у оружейного мастера Карамана Элиарова освоить технологию получения сварочного булата, а Южакову изучить искусство насечки и чеканки. В тот же год Иван и Егор Бояршиновы побывали в Петербурге, где ознакомились с новыми приемами художественной обработки металла. В 1841 —1842 годах в столице побывал Николай Худяков. У серебряных дел мастера Соловьева он осваивал чеканку и наведение черни на серебро. В 1845 году в Петербург отправляется Дмитрий Лукин. Почти год обучался он гравировке и золотой насечке, приемам украшения изделий из металла у придворного оружейника Орлова Изучая минералогические богатства Южного Урала, Аносов обратил внимание на самоцветные камни. Их стали применять в своих работах мастера эфесного отделения. Так родилось творческое содружество художников-граверов, огранщиков и камнерезов».
С появлением булата появилась новая замечательная манера украшения клинков - булатные клинки имели красивую, так называемую муаровую поверхность (непроизвольные разводы различной формы и величины), и чтобы сохранить ее нетронутой, мастера украшали только ножны и рукояти, лишь иногда нанося скромный непритязательный орнамент на ограниченную поверхность клинка.

Там Вольферцу предстояло у оружейного мастера Карамана Элиарова освоить технологию получения сварочного булата, а Южакову изучить искусство насечки и чеканки. В тот же год Иван и Егор Бояршиновы побывали в Петербурге, где ознакомились с новыми приемами художественной обработки металла. В 1841 —1842 годах в столице побывал Николай Худяков. У серебряных дел мастера Соловьева он осваивал чеканку и наведение черни на серебро. В 1845 году в Петербург отправляется Дмитрий Лукин. Почти год обучался он гравировке и золотой насечке, приемам украшения изделий из металла у придворного оружейника Орлова Изучая минералогические богатства Южного Урала, Аносов обратил внимание на самоцветные камни. Их стали применять в своих работах мастера эфесного отделения. Так родилось творческое содружество художников-граверов, огранщиков и камнерезов». 
С появлением булата появилась новая замечательная манера украшения клинков - булатные клинки имели красивую, так называемую муаровую поверхность (непроизвольные разводы различной формы и величины), и чтобы сохранить ее нетронутой, мастера украшали только ножны и рукояти, лишь иногда нанося скромный непритязательный орнамент на ограниченную поверхность клинка.
 (фото 8)

Златоустовскими мастерами при изготовлении изделий применяются те же основные принципы, технические и технологические приемы, которые используются и при изготовлении холодного оружия.
Процесс создания состоит из нескольких основных операций:
1 разработка эскиза;
2 вытачивание на токарном станке латунной заготовки, её шлифовка и полировка внутри и снаружи до зеркальной поверхности;
3 гравирование стальной иглой представляет собой нанесение особо тонкого рисунка штриховкой или контурной линией на покрытую лаком поверхность;
4 рисование кистью заключается в нанесении рисунка на поверхность битумным лаком; использование этого лака защищает металл при травлении и нанесении декоративных покрытий гальваническим методом;

Златоустовскими мастерами при изготовлении изделий применяются те же основные принципы, технические и технологические приемы, которые используются и при изготовлении холодного оружия. 
Процесс создания состоит из нескольких основных операций: 
1 разработка эскиза; 
2 вытачивание на токарном станке латунной заготовки, её шлифовка и полировка внутри и снаружи до зеркальной поверхности; 
3 гравирование стальной иглой представляет собой нанесение особо тонкого рисунка штриховкой или контурной линией на покрытую лаком поверхность; 
4 рисование кистью заключается в нанесении рисунка на поверхность битумным лаком; использование этого лака защищает металл при травлении и нанесении декоративных покрытий гальваническим методом; 
 (фото 9)

5 травление химическим способом поверхностного слоя металла, не защищенного лаком, в результате чего поверхность наперстка становится матовой; после снятия лака рисунок сохраняет глянец, появляется рельефность поверхности;
6 резьба штихелем рисунка и фона изделия;
7 декоративная отделка, как правило, состоит из нескольких этапов нанесения покрытий гальваническим методом:
первый этап – чернение латуни; после него, перед никелированием, зарисовывается лаком то, что должно сохраниться в черном цвете, например, фон или контрастное оформление черным цветом отдельных фрагментов;

5 травление химическим способом поверхностного слоя металла, не защищенного лаком, в результате чего поверхность наперстка становится матовой; после снятия лака рисунок сохраняет глянец, появляется рельефность поверхности; 
6 резьба штихелем рисунка и фона изделия; 
7 декоративная отделка, как правило, состоит из нескольких этапов нанесения покрытий гальваническим методом: 
первый этап – чернение латуни; после него, перед никелированием, зарисовывается лаком то, что должно сохраниться в черном цвете, например, фон  или контрастное оформление черным цветом отдельных фрагментов; 
 (фото 10)
 
Златоустовская гравюра на стали (фото 11)

второй этап – никелирование, которое заключается в нанесении никелевого покрытия для получения светло-серого матового фона, в случае, когда поверхность перед этим была подвергнута травлению, или стальной глянцевой поверхности, если она не протравливалась, была гладкой и полированной;
третий этап – золочение, которое является основным и, как правило, заключительным этапом; при нем осуществляется нанесение золотого покрытия на поверхность;
в ряде случаев используется следующий этап – серебрение, при котором поверх золотого покрытия наносится серебряное; чернение серебра;

второй этап – никелирование, которое заключается в нанесении никелевого покрытия для получения светло-серого матового фона, в случае, когда поверхность перед этим была подвергнута травлению, или стальной глянцевой поверхности, если она не протравливалась, была гладкой и полированной; 
третий этап – золочение, которое является основным и, как правило, заключительным этапом; при нем осуществляется нанесение золотого покрытия на поверхность; 
 в ряде случаев используется следующий этап – серебрение, при котором поверх золотого покрытия наносится серебряное; чернение серебра; 
 (фото 12)
 
Златоустовская гравюра на стали (фото 13)

ВИд чуть со стороны - чтоб было видно объём

ВИд чуть со стороны - чтоб  было  видно объём (фото 14)
 
Златоустовская гравюра на стали (фото 15)

http://www.masterzlat.ru/articles/2-zlatoustovskaya-gravura-istoriya-promysla

http://zlatoust.pro/about_us

http://spooo.ru/blog/serg74

Интервью  генерального директора Златоустовской оружейной фабрики Валерия Томеи.

– Чем гравюра, выполняемая в городе Златоусте, отличается от других видов гравюры?

– Гравюра на металле, если учитывать всю историю ее существования, имеет множество способов выполнения. Начало гравировального промысла в г. Златоусте положили оружейники из Золингена (Германия), они передали секреты своего мастерства, в том числе обучили наших мастеровых золочению через огонь. Но в традиции иностранных мастеров украшение клинков ограничивалось всего несколькими символическими рисунками, у них не было единой композиции и почти не применялась возвышенная рельефная позолота.

– Кому принадлежит честь изобретения самобытного златоустовского промысла?

– Возникновением искусства златоустовской гравюры мы обязаны мастерам Ивану Бушуеву и Ивану Бояршинову. Хочу заметить, что талант этих художников-граверов уходит корнями своих предков в иконописную школу Строгановых. В отличие от иностранных мастеров, работавших в основном иглой и резцом, наши рисовали кислотоупорным лаком на поверхности клинка. В этом заслуга Ивана Бушуева, который признан родоначальником нашего самобытного искусства. В технологии изготовления гравюры именно Бушуев и Бояршинов обратили большее внимание на воронение и синение, добившись цветовой гаммы от черного до сине-голубого. С тех пор шло постоянное усовершенствование и развитие технологии создания гравюры, что позволяет изобразительным возможностям этого вида искусства расширяться.

– Работы родоначальников златоустовской гравюры можно увидеть в музеях?

– Работы Бушуева преподносили самому императору. Златоустовское холодное оружие высокого художественного достоинства украшает коллекции самых известных музеев в России и за рубежом: Государственный Эрмитаж, Оружейная палата Кремля, музей Горного института в Петербурге, Военно-исторический музей в Праге, Музей истории в Берлине.

– Сегодня техника создания гравюры продолжает совершенствоваться?

– Конечно. Одним из последних направлений в нашей гравюре стало серебрение, это касается «стальной живописи».

– Златоустовская гравюра известна за рубежом в наши дни?

– Осенью 2012 года мы посетили выставку в Швейцарии. Европа знает нас как оружейников, а вот гравюра на пластинах побывала там впервые. Хотя отдельные экземпляры – подарки для высокопоставленных особ – пересекали границу. У самой королевы Англии хранится работа златоустовских мастеров. Мать Елизаветы II Елизавета Боус-Лион получила в дар от советской делегации блюдо «Соцветие», а сороковому президенту США Рональду Рейгану Михаил Горбачев подарил панно. На выставке в Базеле наибольший интерес посетителей вызвала гравюра на православную тему. Да, за 198 лет работы Златоустовской оружейной фабрики случалось разное. Но мы пережили многое и многих. Наше искусство называют самобытным, а это значит – неповторимым. Пока не иссякнет талант людей, пока человечество будет хотеть видеть прекрасное – я думаю, златоустовская гравюра на стали будет жить.

Елена Пенза

Красивая работа!

Ве_Тер

цветы спасибо  Елена, за Добрые  слова!! За  первый  комментарий..он  очень  ценен..

Зинаида Т

Какой познавательный пост!!! А работа просто восхитительная!!! бравобравобраво

Ве_Тер

Вот Зинаида!! Вы настолько  правы...когда  живёшь в такой  красоте - гравюра  везде  и  вокруг - все  воспринимается  как  обыденность. Спасибо  Вам  что благодаря  Вашему  комментарию,  посмотрела  по  другому,  как  бы  со  стороны...на красоту которую  делают  наши  мастера!

и особенно благодарю!! за оценку  работы цветы

Зинаида Т

благодарю

Николай Михайлович Беликов

Прекрасная работа и чудесный рассказ о златоустовских мастерах!

Ве_Тер

Николай Михайлович!!  браво я  преклоняюсь  перед  Вашими  работами - именно  Ваши  работы - насмотревшись и попыталась в  своей  гравюре воплотить,  хотя  понимаю  до  Вашего  эффекта  3д  совсем  далеко...но очень  уж  мне  нравятся подобные  объёмные  картины. Так  что получается  Спасибо  Вам!! И особенно, оценка такого  мастера  как  Вы..смущаюсь воодушевляет...очень!!!

Николай Михайлович Беликов

Так у Вас работа еще и в объеме?!! удивляюсьЖаль, что на фотографии этого не видно! Надо было бы сделать фото чуть сбоку, чтобы был виден объем. Так что Вам дважды: БРАВО, БРАВО! Какая же Вы молодец!

Ве_Тер

смущаюсь Николай Михайлович..это  Вы молодец!! Ваша  идея  в  моей  гравюре  - вдохновлялась у Вас..

добавила ещё 2 последних фото - немного сбоку - со стороны - там  виден  чуть  чуть объём. 

Наталья Плиско

Потрясающе красивая работа!!! Удачи Вам в конкурсе!!!

Ве_Тер

цветы спасибо  Наталья!! за  Добрые  слова  и  оценку,  знаете  по  большому  счёту -  главное участие  для  меня, как  бы  в  одной  упряжке...именно  в  такие  моменты  происходит  некая переоценка  ценностей  и  самое  приятное!  накопление  опыта!!

Эл

Просто"под лупой" рассматривала Вашу работу и оригинал. БРАВО!!!!. ПОБЕДЫ  в конкурсе!

Великолепный рассказ о златоустовской гравюре, но очень интересно узнать и о Вашей работе: как и из чего такое точное повторение. Спасибо.

Ве_Тер

цветы специально  для  Вас  написала  как  работала  над  работой - смотрите  под  фото №3.  А под  лупой - так  плохо  было видно? я  просто  изменила  размер  фото - уменьшила - чтоб  грузилось на сайт  хорошо. на  больших  фото  виднее  конечно,  но  у  меня  интернет слабый  для  такого  объёма. А вот  на  счёт  победы..знаете я  уже  победила!  - прежде  всего  над  собой,  приобрела  столько  опыта - я  ведь  не  считала  себя  скрупулёзной  и  усидчивой смеюсь а  тут  пришлось  повозиться...но  всё  равно - то  вдохновение,  с  которым  я её  делала,  и переживания,  и старания - вот! это и есть  моя  личная  победа. Думаю  ценней  этого    нет  ничего. Если  что  непонятно  - спрашивайте! Теперь  другая  проблема смеюсь столько  желающих  появилось - получить в подарок... мою гравюру, что  и не  знаю  что  делать  теперь..

Эл

Спасибо, меня очень восхитила Ваша работа, очень хотелось бы увидеть такую красоту в живую на выставке.  Творите, созидайте, ведь это прекрасно! 

Шевчук Леся

Красиво!!!браво

Ве_Тер

цветыСпасибо  огроменное  Леся!!

АРАМАТ-55

Очень красивая работа. супер!

Ве_Тер

цветы спасибо от всей души за  тёплые слова!!

Вера Плетцер

Красота, да и только!!! Желаю только Победы!!!

Ве_Тер

Ваши пимы, просто  шедевр..загляделась  на  Ваши  коробушки браво- очень  очень  красиво!! цветыцветыцветы Спасибо   за  искренность  и  соучастие!! Вам взаимно!! 

Ольга Зимова

Запоминающая работа. Удачи в конкурсе!супер!

Ве_Тер

Благодарю Ольга... цветы Ваши коллажи  Тера..бесподобны!! 

Татьяна Журавская

просто обалденная работа!!! столько красоты, и не верится, что это бумага!!! браво!!! удачи в конкурсе!!!

Ве_Тер

скажу  по  секрету...я  Вашей шкатулкой  засмотрелась.. смущаюсь очень  красиво  смотрится. цветыцветыцветы

а  моя  работа - действительно  бумага  и  основа  картон - контуры  всё  "оживили"

Татьяна Журавская

спасибо большое, рада, что Вы оценили мои шкатулочки!

Ве_Тер

мимо красоты трудно  пройти! цветы

Ольга Милова

Потрясающей красоты работа!!! Браво миллион раз!!!!!!!!!!!!!!!!!бравоЖелаю только победы в конкурсе!!!!!!!!

Ве_Тер

Ольга столько добрых  тёплых  слов! цветы Спасибо огроменное! По поводу  победы, знаете тут представлено  столько  шикарных  работ..жюри  будет  очень  тяжело..пусть победит  самый  лучший!! я полностью  доверяю жюри,  с  другой  стороны - я  уже!  победила - победила  саму  себя,  приобрела опыт,  одно  расстроило - невнимательно читала условия  конкурса  - не  знала  что можно  выкладывать  несколько  работ  в  одной  технике..немного  удручает...

Светлана Шавлейко

Красиво, удачиулыбаюсь